Дети с ОВЗ

Миссия дошкольного учреждения реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития ребенка, как основы его успешного обучения в школе.

Стратегическая цель российской образовательной политикиформирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.

Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).

Т.е. задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.

Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:

  • на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психофизических недостатков;
  • актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • подготовку к школьному обучению

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули.Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с ОВЗ;
  •  раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-логопеда,педагога – психолога );
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  •  изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
  •  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
  •  системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  •  анализ успешности коррекционно-развивающей работы.Коррекционно-развивающий модуль
  • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (описание ежедневной организации жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса, методы воспитания и обучения, виды деятельности для поддержки детской инициативы, перечень программ, технологий и дидактических пособий, обеспечивающих осуществление коррекционной работы, формы организации образовательной работы: НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность, деятельность в семье);
  • оптимизация воспитательно-образовательного процесса за счет проектирования и внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом вида нарушения ребенка с ОВЗ;
  • определить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы;
  • разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Оздоровительно- профилактический модуль

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ,
  • обеспечить медико-педагогическое сопровождение детей.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

Социально- педагогический модуль

  • повысить  профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
  • совершенствовать взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

 

Результаты коррекционной работы.

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на освоение детьми с ОВЗ Программы.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении  количества трудностей при освоении Программы.

Для успешной инклюзии детей с ОВЗ  в среду здоровых сверстников имеются :

  • Кадровое обеспечение ( наличие  узких специалистов : Учитель – логопед,педагог – психолог,муз. руководитель,инструктор по физической культуре ,воспитатели.)
  • компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов,
  • учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность;
  • Материально-техническое обеспечение.
  • Функциональное использование помещений в ДОУ.( кабинеты узких специалистов, муз зал, физкультурный зал)
  • Организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка;
  • сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка.
  • Информационное обеспечение.
  • Взаимодействие с родителями;

Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.