Блог учителя – логопеда

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

 КАЛАЙДА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

002

 

Основными нарушениями речи дошкольников является нарушение звукопроизношения – замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

 

Основные задачи работы учителя-логопеда:

  • своевременное выявление нарушений развитие речи воспитанников и определение их уровня и характера;
  • устранение этих нарушений и их профилактика;
  • распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.

Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическому
  • коррекционно-развивающему
  • консультативно-профилактическому
  • методическому

Цель деятельности учителя- логопеда – совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, создание условий для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Для эффективной работы проводится логопедическое обследование в начале, середине и конце учебного года.

Задачи обследования:

  • Выявление особенностей и трудностей в речевом развитии.
  • Определение структуры речевого дефекта.
  •  Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуру речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
  • Постановка заключительного речевого диагноза.

При обследовании используются методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

проводится в течение учебного года. На основании диагностики проводится индивидуальная и фронтальная (подгрупповая) работа в соответствии с тематическим планом.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • обучение детей пониманию обращенной к ним речи;
  • развитие органов артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование правильного произношения фонем;
  • дифференциация звука;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Фронтальные (подгрупповые) занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 – 25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ пред­полагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада:

– воспитателей,

– инструктора по физической культуре,

– музыкального руководителя,

– педагога-психолога.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож­дения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей обра­зовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Консультирование 

В консультативной деятельности учителя-логопеда решается комплекс задач:

  • оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
  • своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
  • разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

Темы консультаций 

(Консультации проводятся в индивидуальном режиме).

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Развитие мышления.
  • Основные этапы нормального речевого развития ребенка.
  • Речевые игры дома.
  • Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и другие.

В ходе консультирования родителям предлагаются результаты логопедических обследований ребенка, обозначаются проблемы речевого развития и семейного воспитания, даются конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставляется методическая литература для повышения логопедической компетенции родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.

 

“Показатели готовности речи ребёнка к обучению в школе”

Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее стороны, или компоненты. Остановимся на них подробнее и будем говорить о речевой норме и отклонениях в речевом развитии.

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ

К 6-ти годам произношение звуков уже вполне нормализовалось, и ребенок умеет правильно произносить все звуки речи, четко и внятно проговаривать фразы. В норме речь четкая, внятная, без носового оттенка. Если к этому времени ребенок искаженно произносит звуки (при произнесении звуков С, З, Ц кончик языка просовывается между зубами или при произнесении шипящих звуков имеется хлюпающий призвук и т. п.), то сам ребенок без специальной помощи логопеда не заговорит правильно. В этом случае нужно обращаться к логопеду как можно раньше. При нарушении речевого развития часто можно заметить замены звуков. Эти ошибки почти всегда отражаются на письме, так как дети пишут с опорой на проговаривание. Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитие и создает трудности для усвоения грамоты – чтения и письма.

CЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений сними. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднения и нужно выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы оно запомнилось. Важно именно в первый раз произнести новое слово правильно, а затем закрепить его в предложении. Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения тоже отражаются на письме.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Он уже достаточно велик и не поддается точному учету. Есть дети, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой. В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия), появляются сложные предлоги «из-за», «из-под».

К 7-ми годам в норме ребенок: употребляет обобщающие понятия (головные уборы, транспорт, времена года), умеет давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара), использует в речи слова-антонимы (высокий – низкий), знает не только названия предметов, но и их частей.

Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины – «звук», «буква», «слог», «предложение», «цифра». При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ – куртка, шляпа – шапка, шьет – вышивает), названия предметов заменяются названиями действий (ошейник – чтоб собачка не убежала, обувь – на ноги надевают), обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей»), «карандашов», «светили фонариков», «под столе». Ошибки могут оставаться сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых, так как являются объективно трудными. Основные причины – сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил. Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист». Грамматическая сторона формируется самопроизвольно. Ребенок слышит речь взрослого, запоминает, и у него возникают определенные речевые обобщения, которые он применяет на другом речевом материале. Поэтому культура речи взрослых, их умение правильно пользоваться различными категориями и формами, своевременное исправление ошибок, оказывает положительное влияние на формирование этой стороны речи у детей. У тех, у кого не сформировалась грамматическая сторона речи, впоследствии возникают трудности, которые проявляют себя чаще всего в 3-4 классах при усвоении грамматических правили их использовании, написании изложений, сочинений.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать вы, уважаемые родители. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Расскажите детям о своем детстве, о ваших играх и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Подводя итог, хочется остановиться на некоторых умениях, которые имеют особое значение для готовности ребенка к школе:
СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА – это умение выделить в звучащем слове звуки, определить их количество и последовательность, назвать звук по заданию (3-й, 5-й), определить место звука в слове, отгадать слово по отдельно названным звукам. Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв, искажениях слов.

Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.

Что касается письменной речи, а чтение — это письменная речь, то ее формирование только начинается. Некоторые родители считают, что самым главным показателем готовности ребенка к школе является умение читать и пренебрегают при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, то ребенок легко зачитает, причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при обучении чтению неподготовленного ребенка.

Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте чтение, а обратите самое серьезное внимание на развитие навыков анализа и синтез звукового состава слова, обогащайте словарный запас, учите рассказывать. Однако, если ваш ребенок готов к чтению, задерживаться не стоит, так как чтение — это мощнейший толчок развития мышления, памяти и всех сторон устной речи.