Блог педагога психолога


015

Педагог – психолог

Нестеренко Светлана Львовна

Что делает психолог в детском саду?

Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга, и в нашей жизни вместо любви и радости появляются обида, страх, раздражение. Мы ищем выход из сложившейся ситуации, но не всегда находим подходящий. Мы хотим, чтобы нам помогли, но не знаем к кому обратиться.

Педагог – психолог подскажет Вам, как общаться с ребенком в разные моменты его жизни; научит понимать детские радости и проблемы; подскажет Вам как воспитать детей без нотаций, криков и ссор. И Ваши дети почувствуют себя под защитой любящего и мудрого родителя, либо воспитателя или педагога.

           Деятельность  педагога – психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители ( законные представители), которые участвуют в решении проблем детей. Педагог – психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию  педагога – психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

           Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Для работы педагога – психолога с ребёнком родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребёнка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к  педагогу-психологу или заведующему ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

  • Выявление причин нарушений эмоционально – личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

 Психологическая диагностика  Коррекционно– развивающая работа Психологическое просвещение и профилактика Консультирование

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно – образовательного процесса:

  1. Оказание психологической помощи детям:
  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно – развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка
  1. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
  1. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами
  1. администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.

    Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа Что делает психолог?
I младшая группа

(2 – 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка ( анализ листа адаптации)
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода
II младшая группа

(3 – 4 года)

  • Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
средняя группа

(4 – 5 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК
старшая группа

(5 – 6 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
подготовительная группа

(6 – 7 лет)

  • групповая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.
  • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
  • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
  • итоговая диагностика готовности к школе детей