Территория детства

“Любые «хорошие времена» — всегда результат вашего упорного труда и постоянной самоотдачи в прошлом. То, что вы делаете сегодня, — залог завтрашних результатов. Если хотите и завтра пожинать плоды, сейте семена каждый день!”

Дональд Трамп   

Процесс становления Человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становленияличности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества.

В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребенок как высшая гуманистическая ценность. Для воспитания Человека нового поколения, необходимо создание дошкольных учреждений, способных осуществлять обогащенное (т.е. с превышением стандарта) развитие детей по всем ведущим линиям: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-нравственное.

В соответствии с ФГОС ДО в основе концепции развития ДОУ как модели дошкольного образовательного учреждения лежит гуманизация и социализация образовательного процесса. Идеи гуманизации и социализации определили цель, задачи, содержание деятельности ДОУ.

Основная цель заключается в создании условий для развития образа «Я» ребенка, гармоничном становлении его ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных отношений с окружающим миром, охране и укреплении его физического и психического здоровья.

Основные задачи:

·   охрана жизни и здоровья ребенка;

·   создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общении: ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родители; 

·   создание условий для формирования основ физической культуры через развитие двигательной активности;

·   развитие потребности в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона, в котором проживает ребенок;

·  развитие интеллектуально-ценностных способностей, заключающихся в освоении системы представлений о мире и способов познания окружающего, как предпосылки к начальному образованию;

· формирование основ экологического образования через постижение природно-образовательных связей живого и неживого растительного мира, человека и природы.

В связи с этим возникает проблема, заключающаяся в создании среды, способствующей полноценному развитию ребенка, организации ему помощи, в сохранении и развитии его физического, психического и душевного здоровья.

Основными требованиями к среде являются создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Среда должна стать: жизненным пространством  для ребенка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для саморазвития, обучаясь планировать свою деятельность и передавать свое активное, преобразующее отношение к действительности. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его индивидуального личностного роста.

Таким образом, гуманизация и социализация современного образования изменяют модель образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, придав ему личностно-ориентированный характер.

Понятие «личностно-развивающая среда» активно используется в современной гуманистической педагогике. Оно отражает человеческое, предметное, экологическое, природное окружение человека.

Гуманистическая система воспитания предполагает реализацию идей педагогики сотрудничества всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, включая родителей.

Озеленение   и благоустройство и  территории детского сада является неотъемлемой частьюгуманизации среды ДОУ. Это не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения образовательной деятельности и формирования экологической культуры воспитанников, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории детскогог сада

index