Экологическая тропинка

«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю»

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

мальчик

 

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познаватель­ную, развивающую, эстетическую, оздоровительную и укрепляющую функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях: пригородный лес, парк, сквер и т.п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорасту­щих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе совместно с ними педагог выбирает «хозяина тропы» – сказочного героя. Экологическая тропинка позво­ляет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологи­ческих занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.