Проектная деятельность

     «Природа – это единственная книга,

каждая страница,

которой полна глубокого содержания».

И. В. Гете

 

Метод проектов актуален в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно в экологическом образовании, поскольку его основная цель – не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Дошкольный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, формирования основ экологического сознания. Для данного возраста характерно то, что ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность. Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и объекты, которые служат исходным звеном экологических знаний и могут служить в педагогике основой построения дидактической системы знаний о природе.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, в связи с чем он знакомятся с окружающим миром посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с которыми сталкиваются.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности предлагается принимать во внимание возраст детей, их подготовленность к планируемой деятельности, общий план воспитательной работы конкретного дошкольного учреждения. Их отличительная особенность – непременное проведение исследования, а также активное вовлечение всех участников в его процесс.

Уровень руководства действиями детей, степень внимания к выполнению заданий различается для возрастных групп. Дети средней группы всемероприятия выполняют только под контролем и с непосредственной помощью воспитателя. При работе с ними используются самые простые и понятные формы заданий. Воспитанникам подготовительной группы часть исследовательских действий можно поручать проводить самостоятельно.

Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:

·        Наблюдение

·        Эксперимент

Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:

·        Тематические рисунки

·        Составление рассказов

·        Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике

·        Составление мини-книжки

·        Составление фотоотчета (с помощью родителей)

 

Экологический проект в ДОУ являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка.

Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы.

Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности.

В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.