Экологическое воспитание

 

год экологии

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

                   Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

               Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

                 Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

                      Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

           Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

                 Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

               Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ – ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО ВСЕ МЫ ВМЕСТЕ, И КАЖДЫЙ ИЗ НАС В ОТДЕЛЬНОСТИ В ОТВЕТЕ ЗА ЗЕМЛЮ, И КАЖДЫЙ МОЖЕТ СОХРАНЯТЬ И ПРИУМНОЖАТЬ ЕЕ КРАСОТУ.

мальчик

УСЛОВИЯ  ПОВЫШЕНИЯ    ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  

ОБРАЗОВАНИЯ  В  ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

               На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как “столетие окружающей среды”. В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Экологическое образование детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Как  отмечает  А.В.Гагарин  экологическое образование – это  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.

         По  мнению  учёных, наиболее значимые задачи, которые стоят перед экологическим воспитанием, — это воспитание любви к природе, стремление к общению с ней; вооружение знаниями об основных закономерностях развития природы; воспитание экологической культуры; воспитание гражданской ответственности за состояние природы. Таким образом, система экологического образования призвана, не просто соответствовать реалиям времени, а быть ориентиром на будущее, создавать материальные предпосылки для гармоничного развития человека.

Понятие “экологическое образование” применительно к детям дошкольного возраста по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду, чем воспитание бережного и заботливого отношения к природе. Экологическое образование дошкольника можно рассматривать как процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется в поведении детей.

         Н.А.Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

            Успех экологического образования во многом определяется постановкой этой работы в дошкольном учреждении, где значительная часть детей проводит свое детство и где впервые создаются условия для проведения систематической, целенаправленной работы в данном направлении.

                             Этимология понятия “условие” позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо (в нашем случае — реализация экологического образования в дошкольном образовательном учреждении) и, с другой, как обстановку для какой-нибудь деятельности, в которой что-либо осуществляется..

Оптимальными психолого-педагогическими условиями организации экологического образования дошкольников являются:

  • экологоразвивающая среда дошкольного   образовательного   учреждения;
  • организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы.

            Основное содержание экологического образования дошкольников — формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам, формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:

  • видеть и понимать связи между явлениями;
  • эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
  • практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Необходимым условием экологического образования дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.

  • cоздание в группе уголка живой и неживой природы;
  • на территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, “птичья столовая”);
  • включение   экологических   занятий   в   образовательный   процесс  ДОУ;
  • кружковая работа;
  • взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.

Технология  экологического образования детей дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

  • игры с экологическим содержанием;
  • элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения);
  • трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.;
  • уход и наблюдения за обитателями уголка природы;
  • кружковая работа;
  • работа с родителями.

К основным методам  и  формам  экологического воспитания относятся:

  • экологические игры, 
  • «зоологические физкультминутки»,
  •  настольно-печатные экологические  игры  типа «Птицы  в  природе – пирамидки»,  
  • дидактические игры  типа «Угадай,  какой  я зверь?»  и  т.д.  Экологические игры  помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.       Специфической чертой методики экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, отсюда видна роль, которая в экологическом образовании отводится созданию уголка природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов.

                 Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях и животных в уголке природы является главным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

        Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в образовании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Для родителей можно проводить лекции и консультации по вопросам экологического воспитания ребенка в семье, но наиболее эффективным методом будет привлечение родителей к занятиям совместно с детьми.                                            Процесс экологического  образования  дошкольников  в  ДОУ, будет  успешным  и  обеспечит  его  целенаправленность  и  эффективность  если  в  его  основу  будет положена гармонизация  взаимоотношений  ребёнка  с  окружающей   природой, имеет  современное  методическое  обеспечение воспитательного  процесса,  которое учитывает все педагогические  условия,  обеспечивающие  расширение позитивного  экологического опыта  ребёнка,  содержательный  аспект  экологического образования обеспечивает  системность  воздействий  на  развитие личности ребёнка.